Освещение выборов, проблем мигрантов, фейки и верификация - главные темы встречи представителей советов прессы СНГ 

Проблемы освещения новостей, связанных с беженцами и мигрантами, верификация информация и совместное противодействие пропаганде - главные темы, объединившие на очередной встрече представителей членов Сети организаций медийного саморегулирования (СОМС) стран постсоветского пространства.

Ежегодное собрание прошло в Кишиневе 2 и 3 марта с участием экспертов из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдовы, России, Украины, а также делегатов от Совета по прессе Европы. Общественную Коллегию по жалобам на прессу представляли член Коллегии Юрий Казаков и менеджер по коммуникациям – Алёна Болдырева.

Первый день работы конференции был посвящен вопросам профессиональной этики, рискам и угрозам современной медиаиндустрии и будущему СОМС. Участники от каждой страны давали краткий анализ текущего состояния своих советов по прессе с упоминанием количества жалоб за последние три года, а также их тематики.

Члены Украинской комиссии журналистской этики  – Алексей Погорелов и Сергей Гузь – представили доклад с практическими рекомендациями по освещению проблем миграции населения, беженцев и переселенцев. В связи с конфликтом на юго-востоке страны эта тема является для украинских журналистов одной из наиболее острых и актуальных. Экспертами был проведен мониторинг, результаты которого показли:

a) Телеканалы активно говорят про "воинов АТО" (военных украинской армии, участвующих в так называемой антитеррористической операции): их упоминают в 12% сюжетов на центральных телеканалах (в 10% - на региональных). В 27% случаев эти упоминания не являются нейтральными.

b) Противоположная сторона - "ополченцы Донбасса" - упоминается в 11% сообщений центральных телеканалов и 3% - региональных.

c) Переселенцы игнорируются центральными каналами – о них упоминают всего в 1% новостных сообщений.

d) Жителей "оккупированных территорий" практически не упоминают ни центральные (4% и те – про серую зону), ни местные телеканалы (1%).

e) Тема волонтеров замалчивается телеканалами.

f) Семьи военных, а также дети получают мизерное внимание СМИ.

g) В 69% случаев источником конфликтности в новостных сюжетах являются сами журналисты, а люди в кадре – только в 31% случаев.

h) Ток-шоу центральных каналов скорее усиливают барьеры и ненависть, чем противодействуют им.

Алексей Погорелов отметил, что освещение конфликтов всегда было сложным заданием для журналистов, поскольку требовало особенных подходов, специальной подготовки и, кроме профессионализма, еще и гуманности. Вынужденно перемещенные лица нуждаются в информации двух видов: (1) практической информации для спасения жизни и (2) практической информации для устройства жизни после вынужденного переезда.

Согласно статистике, которую также привели члены Комиссии по журналистской этике в Украине, медиа, которые пишут о зоне конфликта, не дают полной картины. Из более, чем 700 материалов, которые описывали ситуацию в зоне боевых действий, только около 10 были посвящены медицине. За 3 месяца в эфире не было ни единого материала о том, что происходит с канализацией и вывозом мусора в жилой зоне ЛНР и ДНР, о том, кто лечит людей в бомбоубежищах и какая там гигиена. Не было информации и о том, где хоронят погибших от обстрелов, если пули не перестают летать городами и селами?

В презентации содержались советы, сформулированные немецкими социальными психологами, которые помогают понять стратегию работы на уровне государства по интеграции вынужденных переселенцев и предотвращения дискриминации. Эти рекомендации могут быть также ориентиром для СМИ с точки зрения понимания подходов государства к решению проблем своих граждан. Вот некоторые из этих советов:

  •  Лексика имеет значение
  • Принципы безопасности и приватности – прежде всего
  •  Люди становятся заложниками определенных обстоятельств
  • Каждая людская история – индивидуальна
  • Не способствуйте политическим манипуляциям вокруг темы
  • Всем сторонам должно быть предоставлено слово
  • Не искажайте реалии ради красивых картинок и сенсационных текстов
  • Думайте о последствиях своих материалов
  • Рассказывайте о проблемах через призму жизни конкретных людей
  • Исследуйте темы, на которые не обращают внимания другие медиа
  • Не ищите виноватых

Также Алексей Погорелов и Сергей Гузь презентовали книгу "Журналистика в условиях конфликта: передовой опыт и рекомендации", которая была выпущена В 2016 году при поддержке Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Посольства Великобритании в Украине.

Пособие является сборником рекомендаций для сотрудников СМИ относительно того, как освещать развитие конфликта и его последствия; пособие включает несколько разделов, охватывая такие темы, как безопасность журналистов в условиях конфликтов, международные стандарты и практики конфликтно-чувствительной журналистики, советы при работе с группами, пострадавшими вследствие конфликта.

Опытом разбирательства конфликтов и жалоб на материалы СМИ при освещении поделились члены органов медийного саморегулирования  Грузии, Молдовы и России.

По словам председателя Совета по прессе Молдовы Виорики Захария, основной и самой большой проблемой в предвыборной гонке являются фейковые новости, непроверенная или заведомо ложная информация. Выборы в Молдове прошли в конце октября – в начале ноябре в 2016 году в два тура. Основными кандидатами были Игорь Додон и Майя Санду, против которой в СМИ и было распространено множество дезинформации. Наиболее яркие примеры –  "30 тысяч сирийских мигрантов, которые наводнят Молдову в случае победы Майи Санду", "Майя Санду – кандидат гомосексуалистов" и "Майя Санду продаст молдавские земли американцам, как это произошло в Украине". Ни одна из этих фраз не имела под собой ничего реального, а в ее распространении участвовали не только молдавские, но и российские СМИ (в частности, "Комсомольская правда").

"Спекуляции подобного рода рождаются от внешней пропаганды и стереотипов, основными из которых сегодня являются темы, связанные с Сирией, Америкой и нетрадиционной ориентацией", - рассказала Виорика Захария.

Также глава совета прессы представила краткую статистику Координационного совета по телевидению и радио Молдовы: во время выборов было проверено 14 вещателей, из них нарушили этические нормы – 10. Всего вынесено предупреждений: 38.

Член Грузинской хартии по журналистской этике Майя Мецхваришвили рассказала о том, что во время выборов в Грузии, которые также прошли в 2016 году, был проведен мониторинг СМИ. Рассматривались две категории телепередач – новостные программы на одиннадцати основных каналах и ток-шоу на этих же канал в прайм-тайм. В случае новостных программ оценивались сбалансированность, манипулятивность, проверка фактов и время, выделенное в программе для каждого субъекта выборов. В ток-шоу - актуальность темы, выборка респондентов (непредвзятость, баланс), предотвращение распространения недостоверной информации и предотвращение "языка вражды".

По итогам исследования было обнаружено, что в случае с новостными телепередачами освещение оставалось несбалансированным, а большая часть времени была отдана проправительственным партиям. Использования "языка вражды" было меньше, чем в 2012 году, однако процент все равно ощутим. В отношении ток-шоу было установлено следующее: телеведущие часто играли роль модераторов и не старались прояснить суть вопросов, поэтому распространение неоднозначной информации по-прежнему остается вызовом для телевизионной журналистики. Также можно сказать, что ток-шоу являются мощным оружием пропаганды и диффамации.



Основные рекомендации, которые собрала в своей презентации Майя относительно освещения выборов в СМИ, звучат следующим образом:

a) Предоставление равного эфирного времени для каждого кандидата не равно квалифицированному освещению, так как это не повышает осведомленности публики, а даже наоборот, способствует распространению сообщений кандидатов, в том числе и неправдоподобных обещаний. Было бы лучше, если телекомпания показала публике, насколько реалистичны обещания и видения, и помогла бы сделать осознанный выбор. В случае, когда возникают вопросы к респонденту, и он/она отказывается от участия в шоу, ведущий должен информировать общественность об этом.

b) Телеведущий должен быть готов, что кандидат может использовать эфирное время для пропаганды и агитации. При этом он также должен пытаться исправлять фактологические ошибки гостя и предоставить зрителям достоверную информацию.

c) Команда телешоу также должна пытаться не сталкивать лицом к лицу враждующие на каком-либо основании стороны во избежание словесного или даже физического противостояния.

d) В случае, если респондент использует «язык вражды», телеведущий обязан дистанцироваться от нее и отметить, что это совершенно недопустимо.

В России вопрос освещения выборов проработан не столь детально и за последние несколько лет в Коллегию поступила всего одна жалоба, связанная с нарушением этических стандартов в СМИ – это жалоба члена комиссии с правом совещательного голоса И.А.Мальцевой на сетевое издание "В частности" в связи с публикацией "Кандидаты по 12-му кругу на выборах в Ивоблдуму: "Голос" заголосил зря". О споре и выработанном решении рассказал Юрий Казаков.

Отдельная дискуссия была посвящена работе созданной ранее в рамках СОМС Консультативной комиссии по предотвращению пропаганды. Было принято решение о создании сайта для Сети Организаций Медийного Саморегулирования, где будет отдельная страница для Комиссии.

Завершилась ежегодная встреча отдельным мероприятием "Stop Fals" с участием заинтересованных лиц и средств массовой информации Молдовы, на котором обсуждалось качество журналистики сегодня. В частности, разговор шел о пропаганде и фейках в СМИ, а Коллегия презентовала свой новый проект по верификации информации. Трансляцию заседания можно посмотреть по ссылке.

 

 

 

Поделиться в социальных сетях

Подать жалобу

Укрепление негативных стереотипов, искажение высказываний, изложение несуществующих фактов, сокрытие истинной информации, необоснованное обвинение, публикация за взятку или взятка за непубликацию - жалуйтесь, если ваши права были нарушены, а интересы ущемлены прессой!

«Черная метка» СМИ

В практике Коллегии так называется письменное уведомление СМИ о поступившей жалобе на его материалы

Редакция СМИ вправе не реагировать на данное уведомление, однако ее ответ или участие в заседании демонстрирует высокий уровень профессиональной культуры и повышает градус доверия к нему со стороны общества. Мы ведем список всех СМИ, на которые поступали жалобы, фиксируем наиболее частых нарушителей и тех, кто игнорирует правила и принципы саморегулирования СМИ. Посмотреть список СМИ