Экспертное заключение  С.А.Небольсина - Страница 6

Оглавление



ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по телевизионной программе

«ДОМ» (ТНТ, ведущая Ксения Собчак,

2005 год, 25 часовых передач)

24 октября 2005 г.

 

Настоящее экспертное заключение составлено мною, доктором филологических наук по специальности «Теория литературы. Текстология», исполняющим обязанности заведующего отделом теории и методологии литературоведения и искусствознания Института мировой литературы Российской академии наук, 23 октября 2005 г. Предлагаемая ниже характеристика 25 ежевечерних часовых передач ТНТ в жанре «Reality Show» под обозначением «ДОМ» освещает:

    1. построение сериала «ДОМ»;

    2. культурную и нравственную специфику сериала «ДОМ»;

    3. коммуникативное содержание сериала «ДОМ» (специфику того, что сериал сообщает телезрителю);

    4. социальную функцию сериала «ДОМ» (ту роль, которую сериал играет в общественной жизни страны).

 

При обследовании сериала по указанным измерениям учтены и использованы методики:

   1. соотносительного анализа формы и содержания художественного произведения, разработанные научной школой филологов Московского государственного университета (Г.Н. Поспелов, П.А.Николаев, В.Е. Хализев, Е.Г. Руднева, Л,В. Чернец, А.Я. Эсалнек), а также научной школой теоретиков Института мировой литературы РАН (Г.Д. Гачев, П.В. Палиевский, В.В. Кожинов).

   2. анализа функции слова и изображения в драматическом и иных визуальных искусствах на основании научных разработок ИМЛИ РАН (отдел теории и методологии литературоведения и искусствознания);

   3. психолингвистического анализа внушения через слово и образ (МГУ, В.П. Белянин);

   4. общественно—функционального анализа искусств, их роли в социальной и культурной жизни (школа ИМЛИ РАН — У.А.Гуральник, А.С. Демин, Ю.Б. Борев). При составлении настоящего заключения использован также и практический опыт экспертиз по проблематике нравственности, порнографии, охраны культурных традиций и защиты прав потребителя (ГУВД г. Москвы против В. Сорокина — «Голубое сало»; Головинский народный суд г. Москвы, дело о пропаганде учения «Свидетелей Иеговы»).

 

* * *

 

Многосерийная ежедневная вечерняя телевизионная передача «ДОМ» построена в жанре «Reality Show» — то есть натурального воспроизведения частной жизни действующих лиц, которые не являются профессиональными актерами (хотя действуют не безвозмездно), и которые по ходу передачи не следуют составленному для них кем—то иным тексту.

 

 Аналоги или прецеденты подобных представлений — западные телевизионные передачи по частной и интимной (разнополой либо однополой) жизни молодых обывателей, наблюдаемой и показываемой через уличную витрину, передачи «За стеклом», жизнь разнополых либо однополых коммун в Западной Европе и в Америке. Более отдаленно и фрагментарно сцены из телевизионной передачи «ДОМ» соотносимы с отдельными сюжетными решениями из русской литературы советского времени. (Примеры — жизнелюб Бабичев в «Зависти» Юрия Олеши, весело поющий в уборной по ходу своих физиологических отправлений; герой писателя—диссидента 1960—х годов Юрия Даниеля, воспаленно-сладострастно подглядывающий в щелку двери за тем, как в ванной моет свое тело его собственная обнаженная супруга; некоторые творческие решения в поэзии Иосифа Бродского и пр.).

 

Участники натурально-событийных композиций в программе «ДОМ» являются молодыми людьми в возрастном интервале примерно от 18 до 30 лет. Это лица разного пола, разных национальностей, из разных областей Российской Федерации (Москва, Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток). Участники сходятся группами до 15 человек (или около этого), чтобы разбиться на разнополые пары и «построить личную жизнь» внутри этих пар.

 

Функции сводящего эту разношерстную молодежь в группу исполняет в большинстве передач профессиональный международник с высшим образованием Ксения Собчак. (Термин «сводящий» или «сводящая» здесь до известной степени условен. Чисто словарно он тяготеет к понятию «сводничество» — что означает небескорыстное посредничество между мужчиной и женщиной с целью обеспечить им вступление в половую связь. Однако то же сводящее лицо выступает подчас и регулярно как судья, санкционирующий распад пары или выдворение какого—либо лица— участника из временного группового образования; таким образом, Ксения Собчак является нередко и разводящей. В связи с этим иногда к ее месту в телевизионной передаче более подходит обобщенное обозначение «модератор»: лицо, задающее совокупному действию меру, ритм и порядок).

 

Совокупное бытие молодежной группы и молодежных пар, представленное в передаче «ДОМ», состоит, помимо поиска партнеров и партнерш для сближения и любви, из следующих композиционных элементов:

   1. совместное строительство, отделка и обустройство дома, разделенного на номера для удобного сожительства двух лиц разного пола, с общей для них туалетной комнатой и ванной;

   2. совместная уборка помещений общего пользования;

   3. разговоры между участниками—гостями друг о друге, о себе и своем партнере (партнерше), проходящие с участием либо без участия сводящего-модератора;

   4.тематика разговоров – личностные достоинства либо недостатки жильцов дома, их сексуальные свойства, их одежда и косметика; нередкая форма таких бесед – споры, перебранки, ссоры и драки;

   5.иногда — игры, ласки и обжимания различной степени

нескромности;

   6. обсуждение общих дел, а также снова отдельных личностей из круга гостей—участников на крупных сходах—собраниях. Собрания проводятся во дворе дома на так называемом «Лобном месте». Дискуссии и полномочия сходки простираются вплоть до голосования о составе вновь образуемой пары либо об отчислении того или иного лица из сводного коллектива;

   7. соединение разнополых особей в пары и размещение пар по комнатам—номерам не означает заключения брака, предполагая сколь угодно длительную, но все рано временную свободную любовь.

 

В композиции передачи «ДОМ» наличествуют элементы так называемой интерактивности:

    1. связь с общероссийским телевизионным зрителем — через телефонные сообщения, конкурсные опросы;

    2. делегирование молодому зрителю ряда судебных, вердиктных функций – в отборе наиболее симпатичной особи либо наиболее удачной пары; наиболее весомые решения отмечаются крупными денежными выплатами, подчас близкими к миллиону рублей; размеры выплат постоянно оглашаются во введениях к отдельным сериям; ликующие зрители — болельщики, «фанаты», арбитры и тому подобное — нередко тоже появляются на телевизионном экране;

    3. сам подбор молодежного разнополого коллектива осуществляется на конкурсной основе из большого числа общероссийских телезрителей; временами появляются и фигуранты из-за рубежа нашей Родины; в некоторых любовных или сожительских проектах, строимых отдельными участниками многосерийного действа, зарубежные лица даже пользуются предпочтением либо наибольшим благоприятствованием.

 

Культурно-нравственную специфику сводно-группового и парного жизнеустройства в сериале «ДОМ» характеризует также речь действующих лиц. Речевые особенности передачи таковы:

    1. довольно уравновешенный, спокойный и журнально-газетный стиль речи сводящего-модератора и арбитра Ксении Собчак;

    2. журнально—газетный (в стиле «Лизы» и «Плейбоя»), а также безликий и нередко безграмотный стиль речи иных персон;

    3. нередкое сквернословие из уст гостей—участников как мужского, так и женского пола; грязные ругательные обороты нередко подвергаются повторному воспроизведению и подробному обсуждению по ходу дискуссий, споров, склок и стычек между гостями-участниками.

 

Приведем примеры речений разного типа, сливающихся в передачах «ДОМ» в стилевую мозаику на уровне какофонии:

 

    блин

    блядь (скрадываемое полубормотанием, но явно отличное от невинного эвфемизма «блин»)

    неоднократные прямо-матерные ругательства - отчетливо произносимые гостями участниками ибо упоминаемые ими; в случаях прямого произнесении они микшируются операторами и режиссурой; возможно, функцию редактора отправляет сама Ксения Собчак,

    это супер

    катарсис (ученое слово из наследия Аристотеля, но с неграмотным ударением на втором слоге вместо первого)

    офигел

    всем смешно над ней, она думает, она такая талантливая, блин харизматичный

    хрен когда достигнешь

    лахудра

    лахушка

    в шоке

    дрочить мозг

    градация

    не заморачивайся

    конкретно номинально

    ждать мужчину

    в этом плане

    красивая задница

    моральный выкидыш

    Зачем ты говоришь «как обосранный енот»? Это ты можешь сказать тому, кого ты хорошо знаешь,

    конфликта не было, я не сказала ей ни одного матерного слова

    куда пойти, куда податься, кого найти, кому отдаться

    моя цель — учиться в престижном колледже

    я изначально поняла

    человек изначально слабый

    человек неадекватен в том плане, что

    тональный крем

    сексуально нагнись, прогни задницу

    хочу по—человечески пожать тебе руку

    пошел он в жопу, блин, еще меня лахудрой назвал

    она достаточно хорошо формулирует и грамотно выражает свои мысли

    я тебе устрою, блин

    нестандартно мыслящий человек

    не, конкретно

    произошла ситуация

    пожинать свои плоды

    офигеть

    разрулить ситуацию комфорт по жизни

    сексуальный животик (у тебя, у нее)

    дать по сопатке, и все

    претендовать

    достаточно сильная личность

    конфликтуют

    прогни задницу

    я нашел с тобой контакт

    в этом плане построить любовь

    не виляй задницей

    шкала ценностей

    компенсировать адресно

    по барабану

    иногда, глядя на бескультурье, у меня опускаются руки

    противостоять убогости

    не, это ваще

    быть ярким, и все

    это ваши проблемы

    я реально поперхнулась чаем

    ни хрена себе

    сюда бешеный кастинг, сюда все хотят попасть

    затягивание ситуации

    он был послан в жопу

    не смотреть негативно, а смотреть позитивно

    срать на наши отношения

    сгладить ситуацию

    иди в жопу, вонючий козел

    у меня был в отношении негатив

    мне так хреново

    офигеть

    провиснуть (о человеке и его поведении)

    опустить (человека)

    мне страшно, блин

    «в том числе» вместо «кроме того»

    сдерживать эмоции

    утрись, блин

    толерантность

 

Дополнительно и повторно подчеркиваю, что речь ведущей, сводящей и уравновешивающей Ксении Собчак обладает всеми признаками газетно- журнальной гладкости. Речь Ксении Собчак обслуживает стихию пошлых и грязных словоизвержений в режиме, названном «сгладить ситуацию». По отношению к «он был послан в жопу», «сексуальный животик» и «дать по сопатке» это режим именно толерантности (терпимости).

 

Визуальный (зримый и изобразительный) ряд, выстраиваемый передачей, крайне разнороден и столь же какофоничен, как и ряд вербальный. С одной стороны, тут весьма продуманно одетая, подпомаженная и украшенная молодежь, вплоть до «пирсинга» и колец в носу либо ушах у мужчин. С другой стороны, предлагаемый операторами постоянный «петтинг» в парах, а также взаимные прижимания и прилипания - навязчивы, вульгарны и вызывают смущение либо отвращение. («Петтинг» есть игриво-ласковые завлекательные касания к тем или иным обнаженным либо обнажаемым по особому случаю частям тела «партнеров».) Далее, если даже в передаче показывается домашняя кошка, то и она долго-долго лежит на полу в позе изготовившейся к совокуплению самки homo sapiens. А если в паре людей партнер-мужчина взваливает свою подругу себе на плечи, то пристально отслеживаемое оператором перемещение образовавшегося при этом некоего тяни-толкая непременно подает на всеобщее обозрение нагие ягодицы самки и ее детородные признаки. Однако не менее примечательный визуальный признак передач «ДОМ» - поразительно пустые глаза каждого ее участника (увы, так выглядит и Ксения Собчак).

 

В стилевом отношении все упомянутое может быть типологизировано как молодежная сходка (сходки) с пещерно-коммунистическим или первобытно-комсомолистским оттенком (наши двадцатые годы напоминает «свободная любовь», полное братство в обсуждении интимностей, общность «проблем», выносимых на групповые сходки либо заседания «ячеек» и т.п.). Возможны аналогии с непритязательной подростковой веселостью передачи «В нашу гавань заходили корабли»; но последняя скорее беспола, как былая радиостанция «Юность», тогда как «ДОМ» навязчиво и скучновато «сексуален» (так, как это понимают оператор и модератор). В любом случае, экология культуры и культурности (за что так ратовал «совесть нации» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев) в передаче «ДОМ» поставлена в угрожаемую позицию.

 

* * *

 

Относительно подтекстового уровня программы «ДОМ» - то есть уровня, на котором настойчиво осуществляется, будучи вербально не оформленным открыто, внушение зрителю различных культурных, вкусовых, нравственных и мировоззренческих представлений, принципов или идеалов - можно сказать следующее.

 

Терпимое (или, если можно так выразиться, терпимостное) отношение создателей сериала «ДОМ» к безграмотной, псевдокультурной, нечистоплотной речи, к разным видам вольно-перекрестного полового опыления, к суженности или к сужению жизненного кругозора потребителей программы - налицо. Это сужение помещает сознание потребителя внутрь весьма кургузых рамок поиска «партнера» или «партнерши», жажды радостей бесплатно пожить-погулять, а при этом себя же еще и выгодно продать и подзаработать в смысле саморекламы, сужение чувства красоты до модного одежно-парфюмерного «прикида», и не более (что кричаще-вульгарно, когда соединено с невежеством нащикатуренных мальчиков-девочек из «ДОМА»). И эта терпимость устроителей передачи, поддержанная материальным обеспечением насельников дома терпимости, являет собою одобрение и поощрение этической, культурной и мировоззренческой недоразвитости либо порчи человека.

 

Выводы

 

1. Телевизионный сериал «ДОМ» представляет зрителю нравственно, культурно и мировоззренчески заниженные образцы жизни, сочтенные устроителями как естественные и полезные для современной молодежи. Вразрез с общим принципом либо лозунгом жанра «Reality show», зрителю исподволь предлагается как привлекательный пример вовсе не «жизнь как она есть». Это жизнь, какой она видится автору передачи, какою автор передачи хочет ее видеть и как автор допускает либо хотел бы (второе более очевидно), чтобы эту жизнь представлял себе в качестве достойной широкий общероссийский зритель телевидения. Походя назвав выше молодежное сообщество и обиталище, показанные в программе «ДОМ», домом терпимости, я полагаю, что образно-условно такая характеристика программы вполне уместна.

 

2. В прямом, протокольном и юридическом смысле деятельность сводящей и разводящей фигуры в программе (деятельность ведущего-модератора) также не может быть названа ни сводничеством, ни содержанием либо прославлением притона. Однако если события в нравственной жизни общества в дальнейшем пойдут (или ныне уже идут) как укрепление по стране широкой сети притонов для безбрачных либо внебрачных связей, то созидательная роль в этом процессе за программой «ДОМ» выявит себя весьма внятно. Это заслуживает государственного внимания и сегодня.

 

З. В прямом, протокольном и юридическом смысле телевизионная программа «ДОМ» не дотягивает и до статуса порнографии (словарно и понятийно порнография есть натуралистическое, циничное и непристойное изображение межполовых отношений в человеческом обществе). Однако в общих рамках укрепления порнографических художеств в России - и в перспективе торжества таких художеств - программа «ДОМ» с ее сквернословием, с ее бескультурьем, с ее зачаточными заголениями и обнажениями наверняка будет признана более поощряющей этот процесс, нежели сдерживающей этот печальный процесс силой.

 

4. По нынешней острой общественной нужде в росте нравственной, культурной, общегражданской развитости молодых граждан урезание человеческого кругозора до уровня беспечного безделья, беспечных и почти публично обозримых межполовых контактов и рекламного самоутверждения «свободной личности» способствует оскудению гуманитарного потенциала страны. В этом отношении программа «ДОМ» как раз такова: она серьезно обкрадывает и гражданина, и общество, хотя собственно уголовной кражей это и не является.

 

5. Программа «ДОМ» с демонстрацией заголенья-обнаженья, бескультурного косноязычия, сквернословия и чесоточного безбрачного «партнерства» с полной несомненностью дерзко противоречит традиционным ценностным нравственным и эстетическим представлениям и даже идеалам российского общества. Это свойство передачи, пагубное с точки зрения общественно-функциональной, позволяет считать передачу социально-деструктивной (граждански, нравственно и эстетически разрушительной).

 

6. Передачи из программы «ДОМ» с полной очевидностью и с особой силой вносят гражданский, нравственный и эстетический разброд, растерянность и дезориентацию в мир еще не затронутых тленом детей и подростков. Ибо как современная семья, так и современная школа и поныне внушают детям и подросткам иное: уважение к идеалам и ценностям брака и семьи, к бескорыстному добыванию средств к жизни трудом, а не бездельем, к высокой классической культуре, а не к безграмотности и к невежеству, которые (как в программе «ДОМ») рядятся в современную «элегантность» и «толерантность».

 

Показывая молодежь, живущую в режиме так называемого балдения, как привлекательный образец, сама программа встраивается в общий режим оболванивания зрителя низкопробной массовой культурой в целом.

 

7. Не менее очевидно, что передачи программы «ДОМ» ущемляют и ранят достоинство религиозно воспринимающих мир меньшинств российского общества — меньшинства мусульманского, меньшинства христианского (православного, католического, протестантского) и, возможно, меньшинства иудаистского.

  

Строгое соблюдение, охрана и решительная защита прав и достоинства меньшинств является нерушимой составной частью демократии в ее системном понимании.

 

8. Художественная вторичность и бледность передач серии «ДОМ» находится в известном противоречии с культурностью и компетентностью выпускницы МГИМО Ксении Собчак - то есть с теми качествами женщины из высочайше интеллигентной традиционно советской семьи, насчет наличия которых у К.Собчак едва ли можно усомниться, да даже и недопустимо сомневаться.

  

В завершение этой темы допустима рабочая экспертная гипотеза: не задевает ли подобная передача упомянутого семейного достоинства -достоинства родового, совокупного, группового?

 

Это остается лишь гипотетическим вопросом. И вопрос этот гипотетичен потому, что допускает разноречивые ответы. Ибо возможна версия, согласно которой артистический уровень передачи «ДОМ», ее увлекательность либо ее нудность принципиально безразличны ее сводящему-разводящему модератору. Для модератора, по этой гипотетической версии, важно лишь постоянное и ежедневное, непременное и неустранимое присутствие на всероссийском экране фамилии как таковой. Это может быть важно и укрепительно в случае, если авторитетность фамилии кто-либо подвергнет не менее авторитетному сомнению. Массовость всероссийской устойчивой известности может быть полезна вне зависимости от качества передач.

 

Доктор филологических наук С.А.Небольсин (подпись)

Подпись доктора филологических наук С.А.Небольсина заверяю.

Ученый секретарь ИМЛИ РАН, д.ф.н. А.И.Алиева (подпись)

Гербовая печать

24 октября 2005 г.

 

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов