Мнение эксперта - Страница 8

Оглавление

 

Мнение эксперта,

кандидата философских наук Карины Назаретян, о выпуске утреннего шоу «Полный контакт» на радиостанции «Вести ФМ» от 21.07.2016 под названием «МЦР — паук на наследии Рериха»[1]

 

При анализе выпуска радиопередачи «Полный контакт» на станции «Вести ФМ» (ведущие — Владимир Соловьёв и Анна Шафран), посвящённой ситуации вокруг Музея имени Н.К. Рериха и Международного центра Рерихов, следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, мы говорим об авторской программе, к которой могут применяться другие этические стандарты, чем к традиционным журналистским жанрам — новостям или репортажу. Во-вторых, речь в программе идёт о религии — буддизме, а также об учении Рерихов, чаще всего называемом религиозно-философским; при разговоре о религиях, особенно в мультикультурном обществе, журналистам следует быть особенно внимательными. Прежде чем перейти непосредственно к анализу высказываний ведущих радиопередачи, имеет смысл рассмотреть два эти обстоятельства.

 

Этика ведущего авторской передачи

Профессия ведущего авторской теле- или радиопередачи занимает своеобразное положение среди журналистских специализаций. С одной стороны, такой ведущий — как правило,журналист и к нему должны применяться те же критерии этической оценки, что и к другим журналистам. С другой стороны, передача у него или у неё авторская, то есть чем-то сродни авторской колонке.

Анализируя жалобу на колонки в газете «Метро» (решение ОКЖП № 142 от 23.06.2016), я рассматривала вопрос о том, что представляет собой этика колумнистики, и выяснила, что теоретическая база колумнистики довольно слаба[2]. Единственное и самое главное непреложное правило, с которым соглашаются все наблюдатели и которое сложно оспорить, — колумнист, как и любой журналист, должен прежде всего уважительно относиться к фактам и точно их излагать. Примерно так же слаба и теоретическая база, касающаяся авторских передач. Положения о том, как должен вести себя их ведущий, мне удалось найти только в нескольких этических кодексах журналиста.

В кодексе телерадиокомпании «Би-би-си» говорится, что компания традиционно предоставляет возможность высказать личное мнение самым разным людям, группам и организациям, причём это могут быть очень пристрастные взгляды. Если речь в авторских программах заходит о «вопросах, вызывающих разногласия», то телекомпания требует от своих сотрудников придерживаться четырёх основных правил: 1) сохранять уважение к фактической точности; 2) корректно представлять точку зрения оппонентов; 3) если речь идёт об организованной дискуссии, приглашать в студию представителей противоположных мнений; 4) обеспечивать наличие в эфире авторских программ с другими точками зрения[3].

В кодексе британского медиарегулятора Ofcom написано: «Дикторы и корреспонденты (за исключением дикторов новостей и корреспондентов новостных программ), ведущие авторских программ и дискуссий могут выражать собственную точку зрения по политическим, экономическим и общественным вопросам. Но альтернативные точки зрения также должны быть адекватно представлены либо в той же программе, либо в той же серии программ. Кроме того, ведущий не должен пользоваться преимуществом регулярного появления в эфире для того, чтобы продвигать свои взгляды, нарушая требование по возможности оставаться беспристрастным»[4].

Интересна ремарка в кодексе NPR (американского Национального общественного радио). Речь в тексте кодекса идёт о базовых для журналистики принципах — точности, справедливости, полноте, честности, независимости, беспристрастности, открытости, ответственности т.д., а в начале в специальной главке с подзаголовком «Кого это

касается» говорится: «Те, кто работает над шоу, подкастами и передачами, создающимися вне отдела новостей, должны понимать, что эти принципы относятся и к ним»[5].

Несмотря на это, ряд исследователей и журналистов отмечают, что этический уровень американских авторских радиопередач за последние 15 лет упал: «ток-шоу стали более гадкими, а ведущие — более злыми»[6], внимание слушателей очень часто пытаются привлекать чем-нибудь возмутительным [7]. Причину этого видят в требованиях бизнеса, который заинтересован в наращивании аудитории с помощью сенсаций. Проанализировав авторский контент на телевидении, радио, в бумажной и онлайн-прессе, исследователи Сара Собьерай и Джеффри Берри и обнаружили, что на радио самые часто используемые способы поведения, провоцирующие желаемое возмущение аудитории, — это высмеивание, гиперболизация, оскорбительные слова, обзывательства и чрезмерно идеологически заряженные речи [8].

Исследователь журналистской этики Стивен Вард считает, что вдумчивая журналистика мнений приносит обществу гораздо больше пользы, чем резкая и несдержанная. Он предлагает четыре правила такой журналистики: 1) приверженность принципу доказательности (мнение должно быть основано на широкой фактологической базе и серьёзных исследованиях); 2) приверженность общественному благу (мнение следует отстаивать, имея в виду общественную, а не личную выгоду); 3) стремление показать всю полноту правды (не скрывать и не искажать правду ради собственных целей); 4) стремление слышать и узнавать новое (открытость для дискуссии, готовность изменить свою точку зрения) [9].

В 1999 году ВГТРК (в этот холдинг входит радиостанция «Вести ФМ», на которой вышла обсуждаемая передача) подписала Хартию телерадиовещателей, и по сути это единственный нормативный документ, на который компания взяла на себя обязательство оглядываться. В хартии ничего не говорится о том, как должен поступать ведущий авторской радиопередачи. Единственное положение, которое имеет отношение к обсуждаемой нами ситуации, звучит так: «Во всех случаях критика и ответ на критику должны быть переданы во взаимосочетании и в одинаковой форме»[10].

 

Этика освещения религиозных вопросов

Предписание уважать религиозные взгляды каждого человека можно найти в большинстве журналистских этических кодексов в мире. Вот что написано на этот счёт в Кодексе профессиональной этики российского журналиста: «Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии… (…) Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей»[11]. В кодексе телерадиокомпании «Би-би-си» вопросам освещения религии посвящён целый раздел. Там говорится, что «нельзя искажать или поносить религиозные взгляды и верования человека, а также религии и конфессии» и следует помнить об особой чувствительности, связанной с использованием имён, изображений, ритуалов, текстов и языка, лежащих в основе различных религий[12].

При этом нужно помнить, что свобода слова обязательно предполагает свободу критиковать, без которой было бы невозможно развитие общества. Свобода на критику, несомненно, относится и к критике религии, причём это касается как мировых, так и малых религий, сект и философско-религиозных течений, к которым относят учение Рерихов.

Как пишет исследователь Чериан Джордж[13], международное право не защищает сами мировоззрения или идеологии, включая религии — они защищают людей, носителей этих мировоззрений или идеологий. И для защиты этих людей недостаточно того, чтобы были оскорблены их чувства. Речь должна идти о нарушении признанных прав, а права на то, чтобы не быть оскорблённым, в открытом обществе не существует. Этика в гораздо большей степени, чем право, заботится о человеческих чувствах: именно их защищают процитированные выше (и другие аналогичные) положения этических кодексов. Но так же, как и право, она защищает не религии в целом, а именно конкретных людей.

Здесь встаёт неизбежный вопрос: где проходит грань между критикой религии и оскорблением чувств верующих? Ведь всё, что связано связано с верованием, для религиозного человека чаще всего свято, и любое недостаточно уважительное высказывание на эту тему может показаться ему или ей оскорбительным, даже если разговор не идёт лично о нём или о ней. Чрезмерная чувствительность верующих к разговорам на темы религии может оказываться тормозом для обсуждения в обществе связанных с религиями проблем, поэтому журналистам в своей работе следует находить сложный баланс между достаточно жёстким и откровенным обсуждением религиозных вопросов и уважительным отношением к людям, для которых эти темы особенно чувствительны.

 

Жалоба Я.С. Сомова

Заявитель жалобы, Я.Н. Сомов, утверждает, что журналисты «Вести ФМ» допускали несовместимые с журналистским поведением высказывания и распространили недостоверные и порочащие сведения, касающиеся Международного центра Рерихов (МЦР) и его сотрудников, а также призывали воспрепятствовать законной деятельности МЦР и побуждали к религиозной розни. В качестве примера он приводит следующие цитаты: «…организация [МЦР —Я.С.], которую сложно описывать в терминах, полностью разрешенных Уголовным кодексом Российской Федерации»; «я надеюсь, что обязательно Международный центр Рерихов подаст на нас в суд, …мне просто интересно, кто на этот раз оплатит их судебные издержки. В случае очередного поражения штрафы будут ходить за ними годами… и они будут отдавать их собственными фекалиями, считая их святынями и считая, что, исходя из этого, они должны стоить сумасшедших денег»; «не надо путать наследие Рериха и некую организацию МЦР, которая на этом наследии, как паук, пытается что-то своё, причем паук кровососущий, выстраивать… устроили истерику»; «…заместитель, барышня, которая все это вела, предстала перед Создателем»; «… мужской половой орган и рядом парно женский» [по поводу строительства на территории МЦР буддистской ступы —Я.С.];«… в слове “культура” делают восемь ошибок» [о сотрудниках МЦР —Я.С.]; «они используют в своих и очень корыстных целях имя и память выдающегося исследователя и замечательного художника»;«надо грохнуть МЦР по полной программе».

Разберём каждое из этих высказываний по отдельности. В целом их можно разделить на две основные группы: относящиеся к МЦР (и оценивающиеся заявителем как порочащие МЦР) и к религии.

Значительную часть цитат из первой группы составляют фразы, которые балансируют на грани между распространением потенциально порочащих данных и выражением личного мнения. Например, когда Владимир Соловьёв говорит, что сотрудники МЦР «в слове “культура” делают восемь ошибок», он использует гиперболический приём, подразумевая, что они в целом малограмотны. Это скорее оценочное суждение, чем претензия на изложение факта, так как в противном случае ведущий должен был бы сослаться на результаты какого-нибудь объективного тестирования.

Говоря об МЦР как «организации, которую сложно описывать в терминах, полностью разрешенных Уголовным кодексом Российской Федерации», Владимир Соловьёв подразумевает, что МЦР занимается противоправной деятельностью. Однако иносказательная форма, в которую он облекает свою мысль, не позволяет утверждать, что он прямо обвиняет МЦР в нарушении закона до рассмотрения вопроса судом. «Сложно описывать» не означает «нельзя описать», поэтому высказывание тоже представляет собой скорее оценочное суждение. При этом надо отметить: в передаче неоднократно звучит мысль, что строительная деятельность, осуществляемая МЦР на территории усадьбы Лопухиных, незаконна, однако проверить это высказывание на соответствие действительности может только эксперт-юрист: это находится вне зоны компетенции эксперта-этика и Общественной коллегии по жалобам на прессу.

Личным мнением ведущего, на мой взгляд, следует считать и следующие цитаты: «не надо путать наследие Рериха и некую организацию МЦР, которая на этом наследии, как паук, пытается что-то своё, причем паук кровососущий, выстраивать»; «устроили истерику»; «они используют в своих и очень корыстных целях имя и память выдающегося исследователя и замечательного художника». И первое, и второе, и третье высказывания — это интерпретации: деятельность любой организации можно описать как «выстраивание чего-то своего на изначально имеющемся основании», любой протест при желании можно охарактеризовать как «истерику», в популяризации наследия любого известного человека можно углядеть «использование имени в корыстных целях». Все эти высказыванию сильно эмоционально окрашены и носят оценочный характер.

Как мы видели, в разных этических кодексах отражены разные нормы касательно того, можно ли ведущему авторской радиопередачи высказывать личное мнение: из кодекса NPR следует, что это не приветствуется, в то время как в кодекс Ofcom это допускает. Однако везде написано, что альтернативная точка зрения так или иначе должна быть представлена либо в той же передаче, либо в другой передаче на этой радиостанции; примерно то же говорится и в Хартии телерадиовещателей, которую подписала ВГТРК. Передача«МЦР — паук на наследии Рериха» получилась очень пристрастной: и оба ведущих, и гость занимают однозначно критическую (причём очень жёсткую) по отношению к МЦР позицию. Хотя они и допускают в эфир один вопрос от слушателя, поддерживающего МЦР, это не позволяет достаточно полно представить позицию другой стороны. Однако на той же радиостанции «Вести ФМ» примерно в то же время (14 июля 2016 года, то есть ровно за неделю до обсуждаемой передачи) вышла программа «От двух до пяти с Евгением Сатановским» под названием «Судьба наследия Рериха», в которой озвучивалась диаметрально противоположная точка зрения — представлялась в основном позиция МЦР [14]. Таким образом, этическое требование представить разные точки зрения в одном СМИ радиостанцией «Вести ФМ» всё-таки было соблюдено.

Стоит заметить, что в разговоре об МЦР ведущие использовали четыре из пяти выделенных С.Собьерай и Дж. Берри наиболее частых приёмов, провоцирующих возмущение аудитории: высмеивание (Владимир Соловьёв хихикает на протяжении всей передачи, высмеивая практически каждое обсуждаемое действие сотрудников МЦР), гиперболизация («в слове “культура” делают восемь ошибок»), оскорбительные слова и обзывательства («устроили истерику» — обычно так говорят об эмоционально нестабильных людях; «паук кровососущий»). Эти приёмы нельзя назвать запрещёнными, но они находятся на грани между этической и сенсационной журналистикой, попирающей этические нормы. Цитаты из первой группы с трудом удерживаются за этой гранью, а вот цитаты из второй её пересекают.

Вторая группа цитат относится к религии. Ведущие Владимир Соловьёв и Анна Шафран в течение передачи неоднократно довольно неуважительно отзываются о буддизме, религиозно-философском движении Рерихов Агни-йоге и в целом религиозных воззрениях сотрудников МЦР. Так, буддийскую ступу, возведённую на территории усадьбы Лопухиных, Анна Шафран характеризует так: «… мужской половой орган и рядом парно женский». Где в конструкции буддийской ступы можно разглядеть эти два объекта и почему ступа вызвала именно такие ассоциации, лично для меня осталось загадкой. Такое высказывание вполне можно расценить как оскорбление религиозной святыни, так как оно не имеет под собой рациональных оснований и не сопровождается содержательной критикой — то есть это оскорбление ради оскорбления. Свобода слова здесь, таким образом, не используетсядля конструктивного вклада в общественную дискуссию.

То же самое можно сказать о другом высказывании Шафран, которое не цитирует в своём заявлении Я.С. Сомов, но которое можно услышать в передаче: «Я православная христианка, не надо порочить моё светлое имя. Но со всякой ересью я знакома была, к сожалению, в своё время, это всё давно минувших дней дела. Я имею в виду Агни-йогу и вот эта вся ерунда, которая с Блаватской связана». Журналистка называет религиозно-философское учение Николая и Елены Рерихов «ересью», никак не обосновывая свою критику: создаётся впечатление, что она делает это исключительно из-за того, что она сама «православная христианка». Дальше она поясняет, что это её личное, «авторское» мнение, однако сложно понять, какую ценность оно представляет в контексте идущей дискуссии. Открыто называть те или иные религии или религиозные течения «ерундой» и «ересью», никак не обосновывая своё мнение, значит неизбежно способствовать религиозной розни.

Откровенным издевательством над религиозными взглядами сотрудников МЦР звучит следующий пассаж Владимира Соловьёва: «Я надеюсь, что обязательно Международный центр Рерихов подаст на нас в суд, …мне просто интересно, кто на этот раз оплатит их судебные издержки. В случае очередного поражения штрафы будут ходить за ними годами… или они будут отдавать их собственными фекалиями, считая их святынями и считая, что, исходя из этого, они должны стоить сумасшедших денег». Как и в случае с описанием буддийской ступы, фантазия ведущего здесь вызывает удивление и представляется весьма неожиданной. Эта фраза заведомо оскорбительна для сотрудников МЦР и поддерживающих организацию людей и при этом не вносит никакого конструктивного вклада в дискуссию. Более того, в отличие от двух предыдущих высказываний, в этой фразе оскорбляются не религии или религиозные объекты, а конкретные люди — сотрудники центра.

Смешки и издёвки над буддизмом и религиозно-философским учением Рерихов продолжаются на протяжении всей передачи. В уничижительном тоне Владимир Соловьёв спрашивает про «волшебные свойства» возведённой во дворе МЦР буддийской ступы: «Ну, уже ноги возвращались, трупные пятна рассасывались — там всё нормально? Чудеса были, надеюсь, зафиксированы?», далее он с насмешкой интересуется, должны ли в Москве существовать буддийские культовые сооружения, и т.д.

Ни одна из приведённых выше цитат не содержит в себе конструктивной критики религии или религиозно-философского учения, которую в открытом обществе можно было бы только приветствовать. Все они, к сожалению, представляют собой просто оскорбления в адрес одних религий, звучащие из уст представителей других религий (Анна Шафран, по её собственному признанию, христианка, Владимир Соловьёв, насколько можно судить по открытым источникам, — иудей). Даже несмотря на то, что предметом насмешек в большинстве случаев становятся не сами люди, а верования или предметы культа, тот факт, что это насмешки ради насмешек, не позволяет признать их соответствующими профессиональным стандартам: такие высказывания способствуют религиозной розни и противоречат этическим нормам, принятым во всём мире по поводу освещения религиозных вопросов.

В жалобе Я.Н. Сомова содержатся ещё две цитаты, которые не попадают ни в одну из двух рассмотренных выше категорий. Первая — «…заместитель, барышня, которая все это вела, предстала перед создателем» — не кажется мне предосудительной, если фактологически она точна (а точность её, как можно понять, заявителем не оспаривается). Слово «барышня» не является неуважительным или оскорбительным, а «предстала перед создателем» — это скорее фигура речи, чем утверждение, что Л.В. Шапошникова буквально «предстала» перед богом той или иной религии. Фигура речи при определённых условиях тоже может быть оскорбительной — например, если Л.В. Шапошникова была активным противником монотеистических религий. Однако детали её биографии мне неизвестны и могли быть неизвестны Владимиру Соловьёву. В отсутствие общеизвестных данных на этот счёт такая фраза (как и, например, фраза «слава богу» в обыденной речи) может читаться допустимой.

Вторая цитата в тексте заявителя представлена так:«надо грохнуть МЦР по полной программе», однако в таком виде она вырвана из контекста. В передаче фраза полностью звучит следующим образом: «Сколько денег сейчас отмывается через якобы благотворительность? Ну, это материалы уголовного дела покажут, но, чтобы они были проведены корректно, это же надо сейчас грохнуть МЦР по полной программе, а МЦР же известна тем, что…» (фраза обрывается). Если в том виде, в котором цитата представлена заявителем, она могла бы расцениваться как призыв к насилию (слово «грохнуть» можно понимать по-разному — вплоть до «физически атаковать, разрушить»), то в контексте речи Соловьёва она не выглядит призывом, так как является частью длинного сложносочинённого предложения и описывает то, что, по мнению автора, труднореализуемо и вряд ли произойдёт.

 

Выводы

Проанализировав выпуск радиопередачи «Полный контакт» на станции «Вести ФМ» от 21.07.2016 под названием «МЦР — паук на наследии Рериха», я делаю три основных вывода.

Во-первых, примеров распространения сведений,порочащих МЦР, обнаружить не удаётся — всё, что заявитель приводит в качестве таких примеров, фактически является оценочными суждениями ведущих. Возможно, в передаче содержатся другие не соответствующие действительности и порочащие МЦР сведения, но проверить каждое из звучащих в ходе передачи высказываний на их соответствие действительности ни у меня, ни у ОКЖП нет технической возможности.

Во-вторых, несмотря на крайнюю предвзятость участников передачи, радиостанция «Вести ФМ» соблюла принцип обязательного предоставления слова другой стороне: за неделю до обсуждаемого разговора в эфир вышла передача «От двух до пяти с Евгением Сатановским», где озвучивалась диаметрально противоположная позиция.

В-третьих, ведущие радиопередачи «Полный контакт» нарушили основные этические нормы освещения вопросов, связанных религией. На протяжении всего эфира они открыто глумятся над буддизмом, религиозно-философским движением Рерихов Агни-йогой и в целом религиозными воззрениями сотрудников МЦР, допуская высказывания, с трудом представимые в цивилизованном обществе. Важно подчеркнуть, что они не критикуют эти религии, а просто говорят о них оскорбительные вещи, никак это не обосновывая.

Из всех претензий заявителя я, таким образом, склонна поддержать только ту, которая касается разжигания религиозной розни.

Литература

1. «МЦР — паук на наследии Рериха». Выпуск утреннего шоу «Полный контакт» на радиостанции «Вести ФМ» от 21.07.2016 (ведущие — Владимир Соловьёв и Анна Шафран). URL:http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/40500(дата обращения: 23.10.2016).

2. Мнение эксперта, кандидата философских наук Карины Назаретян, о двух колонках в газете «Метро»: «Вахтанг Джанашия: Уроки Армении» (03.09.2014) и «Вахтанг Джанашия: Россия, равняйсь! Смирно!» (22.12.2015). URL: http://www.presscouncil.ru/index.php/praktika/rassmotrennye-zhaloby/5360-zhaloba-russko-armyanskoj-assotsiatsii-yuristov-na-gazetu-metro?showall=&start=6 (дата обращения: 21.10.2016).

3. BBC EditorialGuidelines. Section 04: Impartiality. PersonalViewContent. URL: http://www.bbc.co.uk/editorialguidelines/guidelines/impartiality/personal-view-content (дата обращения: 21.10.2016).

4. TheOfcomBroadcastingCode. SectionFive: DueImpartialityandDueAccuracyandUndueProminenceofViewsandOpinions. 5.9. URL: https://www.ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_file/0024/86307/bc2015-07-section_5_due_impartialitiy.pdf (дата обращения: 21.10.2016). 5. NPRethics handbook. URL: http://ethics.npr.org(дата обращения: 23.10.2016).

6. Owens R. Profit Trumps Ethics but Locals More Accountable to Audience //JournalofMassMediaEthics. 28:4. P. 292.

7. Shrader J.FollyofOutrage: TalkRadio'sUnethicalandDamagingBusinessModel //JournalofMassMediaEthics. 28:4. P. 289–292.

8. Sobieraj S., Berry J.M. FromIncivility to Outrage: PoliticalDiscourseinBlogs, TalkRadio, andCableNews // PoliticalCommunication. 28:1. P. 33.

9. Ward S.J.A.In your face: The ethics of opinion journalism. URL: https://ethics.journalism.wisc.edu/2011/02/08/in-your-face-the-ethics-of-opinion-journalism-2/(дата обращения: 23.10.2016).

10. Хартиятелерадиовещателей. Принята 28 апреля 1999 года. URL: http://www.presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/756-khartiya-teleradioveshchatelej.

11. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. http://www.ruj.ru/_about/code_of_professional_ethics_of_the_russian_journalist.php (дата обращения: 23.10.2016).

12. BBC EditorialGuidelines. Section 12: Religion. URL: http://www.bbc.co.uk/editorialguidelines/guidelines/religion/principles (дата обращения: 23.10.2016).

13. GeorgeCh.JournalismandthePoliticsofHate: ChartingEthicalResponses to ReligiousIntolerance //JournalofMassMediaEthics. 29:2. P. 78.

14. «Судьба наследия Рериха». Выпуск передачи «От двух до пяти с Евгением Сатановским» от 14.07.2016 (ведущие — ЕвгенийСатановский и Сергей Корнеевский). URL: http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/40391 (дата обращения: 24.10.2016).

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов