Журналистика дронов и этические вопросы

Само понятие «дрон» стало популярным в России не так давно. Его ассоциируют чаще с игрушкой, нежели с серьезной машиной. Хотя беспилотные летательные аппараы (БПЛА) используются в авиации и военной промышленности и имеют четкие законодательные рамки. Им находят применение в разных сферах человеческой деятельности от любительской съемки до перевозки грузов и сбора информации для журналистских нужд. Термин «дрон-журналистика» или «журналистика дронов» стал активно использоваться благодаря американскому журналисту Тиму Пулу, который 17 сентября 2011 года в течение дня вел прямую трансляцию протестов на Уолл-Стрит с помощью одного смартфона и дрона. Его съемку использовали такие крупные телеканалы как Аль-Джазира, NBC.

На Западе журналистику дронов как отдельную область профессии впервые начали изучать еще в далеком 2002 году. Тогда слово БПЛА использовалось лишь в военном контексте, и мысль о том, что летательные аппараты смогут снимать целые репортажи, казалось абсурдной. Спустя 15 лет мы действительно имеем ряд ярких примеров журналистских материалов с использованием дронов и в России, и за рубежом. Например, первопроходцами среди российских СМИ стали РИА Новости, которые в 2012 году сняли с воздуха митинг на Болотной площади. В мировых медиа интересные примеры съемки можно наблюдать у BBC (полет над концентрационным лагерем к 70-летней годовщине освобождение Аушвица) или у National Geographic (снимки кратера вулкана в Вануату во время его извержения).

 

Правовое поле беспилотников в России

В России любые полеты с использованием беспилотных воздушных суден (БВС) регулируется Росавиацией и рядом законов. При этом с 2017 года любой квадрокоптер массой свыше 0,25 кг подлежит обязательной регистрации, даже если у вас DJI Spark весом 300 грамм за 30 тыс рублей для исключительно любительских целей. Владельцам же придется получать лицензию внешнего пилота. Использование воздушного пространства должно быть согласовано в центрах Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД) с предоставлением плана полета и получением разрешения. А если вы надумаете полетать над деревней, то дополнительно необходимо будет получить разрешение органа местного самоуправления населенного пункта.

Однако прецедентов как регистрации, так и наказаний за неисполнение закона, у нас не так много. Главная проблема состоит в сырости самого закона, потому что БПЛА в нем приравниваются к воздушным суднам, то есть квадрокоптер – к вертолету.

 

Этическое поле журналистики дронов

Если в российском законодательстве относительно полетов БПЛА мы видим хотя бы приблизительный вектор развития, то вот с этической стороной вопроса дела обстоят куда сложнее. Главные опасения связаны прежде всего с потенциальной опасностью беспилотников (речь идет о несчастных случаях при полетах над людьми) и нарушением границ частной жизни.

На Западе проблемой озаботились всерьез. Считается, что этические стандарты в журналистике дронов должны быть даже требовательнее, нежели в любой другой сфере профессии. В 2011 году было создано Профессиональное сообщество дрон-журналистов (PSDJ), которое охватывает более 60 стран, включая Россию. Организация также создала Кодекс этики, который предполагается рассматривать в качестве дополнения к уже существующим стандартам морально-этического поведения журналиста в 21 веке. Он состоит из нескольких основополагающих принципов, которые складываются в иерархию.

 

 

1. Новостная ценность. Использование беспилотника для получения информации должно быть строго оправдано. Не используйте дрон, если информация может быть собрана другими, более безопасными средствами.

2. Безопасность. Оператор беспилотных летательных аппаратов должен пройти предварительное обучение. Само устройство должно быть в состоянии пригодном для безопасного и контролируемого полета. Кроме того, БПЛА не должен летать в погодных условиях, которые превышают пределы его возможностей. Также необходимо соблюдать дистанции, безопасные для населения.

3. Неприкосновенность закона и публичного пространства. Оператор дронов должен соблюдать правила, действующие в том воздушном пространстве, в котором он летает. Исключения составляют случаи, когда журналистам намеренно препятствуют в сборе общественно значимой информации с помощью БПЛА. В целом, беспилотники должны эксплуатироваться наименее разрушительным для населения образом.

4. Конфиденциальность. Дрон должен управляться таким образом, чтобы не нарушать границы частной жизни непубличных фигур. В случае, если это по каким-либо соображениям невозможно, производите запись только в общественных местах и подвергаете отснятый материал редактированию на предмет наличия в кадре частных лиц в закрытых помещениях, которые не являются объектами расследования.

5. Традиционная этика. Соблюдения основополагающих моральных принципов для журналиста.

 

Также введением базовых этических правил для журналистов озаботилась глобальная сеть Poynter. В 2017 году они провели тренинги для представителей профессии и обучили более 325 человек правильному использованию беспилотников. По итогам воркшопов был выведен свод правил, который во многом перекликается с Кодексом этики PSDJ. Рассмотрим некоторые его положения.

1. Так, первым пунктом выступает безопасность: не подвергайте опасности людей, животных или имущество. Пилоты обязаны получить соответствующую лицензию и страховое покрытие, которое сможет возместить материальный ущерб или травмы.

 

2. Редакции не должны поощрять незаконное использование дронов. Например, не покупать и не публиковать кадры или видео, снятые в обход закона.

3. Вы бы сделали «также», будь вы на земле? Скажем, заглянули бы в открытое окно или через забор?

4. Уважайте конфиденциальность. Кодекс этики Общества профессиональных журналистов гласит: «Находите баланс между запросом общества на информацию и потенциальным вредом. Сбор информации не является оправданием для чрезмерной навязчивости или высокомерия».

5. В редакции есть свой пилот. И именно он решает, где, как и каким образом лучше провести полет.

6. При этом пилот всегда повышает свою квалификацию и остается в курсе всех изменений законодательного ландшафта.

 

Вышеприведенные принципы были разработаны Poynter при финансовой поддержке Google.

 

 

 

 Данная публикация подготовлена в рамках проекта, финансируемого  за счет гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Автор текста: Алена Болдырева

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов