В этом выпуске мы собрали для вас наиболее яркие события из мира медиаэтики за первый месяц нового года. Как обычно, было разное – и смешное, и не очень, но лидером остается борьба с недостоверной информацией и фейками.
Самый русский фейк – про водку
В середине января несколько СМИ сообщили, что некая компания «Сургутспирт» выпустила водку крепостью 39 градусов вместо привычных сорока. При этом уточнили, что стоимость напитка останется прежней и вообще это не нарушает закон, потому что содержание спирта по ГОСТУ в водке может колебаться от 37,5 до 56 объемных долей. Изначально новость опубликовал сатирический портал ИА «Панорама», причем его юмористическая направленность четко обозначена на главной странице, прям в логотипе. Несмотря на это, издание «Новые известия» перепечатало новость со ссылкой на пост жителя Сургута в социальной сети.
Сейчас материал молча удален с сайта.
Затем новость перепечатало издание «Лента.ру», но в отличие от своих коллег, принесло извинения своим читателям за ложную информацию.
И опубликовало в начале статьи дисклеймер.
Избирательная политика Роскомнадзора
В конце прошлого года ведомство решило проверить британскую телерадиовещательную компанию на предмет соответствия российскому законодательству. Никто не скрывал, что это стало зеркальным ответом, «в связи с ситуацией, связанной с вынесением британским регулятором Ofcom решения о нарушении каналом RT правил вещания». В итоге, ведомство обнаружило на сайте ВВС материалы, «транслирующие идеологические установки международных террористических организаций» — в частности, цитаты лидера запрещённой в России террористической группировки «Исламское государство» Абу Бакра аль-Багдади. Но затем выяснилось, что подобные цитаты встречаются во многих российских СМИ, включая телеканал RT, РИА «Новости», «Взгляд».
Онлайн приложение против фейковых новостей
В сети появилось приложение под названием NewsGuard, которое было призвано защищать пользователей от недостоверной информации путем проверки источников и их маркирования. Программа с помощью 50 аналитиков оценивает сайт по девяти критериям и присваивает ему цветовое обозначение – зеленое, желтое или красное. Зеленую отметку можно получить, если источник ответственно подходит к собиранию и подаче информации, не распространяет ложный контент и исправляет ошибки.
Программу можно установить отдельно на телефон/компьютер или в качестве расширения для браузера. Также любой сайт можно проверить на официальной странице NewsGuard.
Например, так выглядит сайт британского издания Daily Mail, который был помечен сервисом как «недостоверный»:
В России телеканалу RT была выдана пометка «недостоверный источник», и в ответ RT раскритиковал беспристрастность и объективность самого приложения:
«NewsGuard ставит, казалось бы, благую цель — «восстановить доверие и ответственность» в журналистике. Однако при более пристальном рассмотрении проекта возникают серьёзные сомнения как насчёт определения «недостоверных» новостей, так и насчёт подозрительных инвесторов, консультантов и корпоративных партнёров NewsGuard».
Самое же смешное в этой новости то, что MintPress — это «малоизвестный сайт проиранской и проасадовской направленности», как стало известно из расследования The Insider. Более того, в новости содержится еще ряд неточностей.
Многие гиганты зарубежного медиарынка вроде Forbes, The New York Times, Wired высказались о приложении достаточно нейтрально или положительно.
Данная публикация подготовлена в рамках проекта, финансируемого за счет гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Автор текста: Алена Болдырева