А как у них? Освещение трагических событий в СМИ

В этой части исследования опыта зарубежных органов медийного саморегулирования, входящих в Альянс независимых Советов по прессе Европы, мы рассматриваем особенности освещения трагических событий в средствах массовой информации.

Все ответы ниже приведены в формате прямой речи. Члены Альянса обсуждают кейс Боснии и Герцеговины.

 

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА

Мы получили запрос от главного редактора интернет-портала в Боснии и Герцеговине касательно того, как медиа освещали трагическое событие в стране. В канун Нового года восемь молодых людей погибли, задохнувшись газом.

Редактор спрашивал о том, как в европейской практике принято освещать подобные трагические события. С его слов, посетители портала комментировали, что не стоило публиковать имена жертв, их фотографии, дату похорон, комментарии друзей и так далее.

Редактор добавил, что фотографий крупным планом с похорон не было, а информацию о дате и времени похорон публично объявили сами семьи погибших.

В 9 статье «Конфиденциальность» Кодекса Прессы говорится, что «журналист должен избегать вторжений в частную жизнь человека, если только такое вторжение не обусловлено общественным интересом. К темам, затрагивающим личные трагедии, стоит относиться с особым вниманием, а к причастным людям стоит обращаться тактично и с сочувствием».

 

РОССИЯ

Этичное освещение трагедий и травм — большой вопрос. Рекомендуем обратиться к веб-сайту Центра «Дарт» по журналистике и травмам (Dart Center for Journalism and Trauma). Там собрано много полезных рекомендаций о том, как этично освещать трагические события.

В Медиаэтическом стандарте, разработанном Общественной коллегией по жалобам на прессу, говорится о том, что в тех ситуациях, когда человек находится в состоянии шока и горя, журналист не должен представлять общественности шокирующие подробности преступлений, аварий, природных бедствий и других травматичных событий. То же касается и визуального материала: фото и видео.

Такое правило обосновано в основном тем, что люди в состоянии горя заслуживают более сочувственного и бережного отношения. Журналистский материал не должен углублять их травму.

Похоже, в случае, который вы описали, фотографии не были сделаны на месте события. Конечно, публиковать фото с места события — это нормально, но это стоит делать особенно осторожно и этично, чтобы аудитория поняла трагедию и, возможно, захотела помочь. Но точно не с целью шокировать и травмировать аудиторию, так как это может оттолкнуть их от трагедии.

Главное здесь, чтобы семьи дали согласие на публикацию информации. Иногда решение опубликовать высказывания друзей, приятные истории о жертвах и их жизнях, о том, какими они были, поделиться хорошими воспоминаниями — это способ справиться с трагедией как для семьи и близких, так и для общества в целом.

Это в основном личное мнение как члена Общественной коллегии по жалобам на прессу, контактного лица Центра Дарт в России и психолога, работающего в области журналистики и травмы.

 

ИРЛАНДИЯ

В Европе широко распространены культурные различия в отношении неприкосновенности частной жизни, что усложняет разработку конкретных принципов и руководств по освещению трагедий. В Ирландии похороны рассматриваются как публичные мероприятия. Однако 5 Принцип Кодекса Практики гласит:

«Необходимо всегда проявлять сочувствие и тактичность при поиске информации в ситуациях личного горя и шока. При публикации такой информации необходимо учитывать чувства скорбящих семей.»

Как видите, это правило намеренно сформулировано не очень конкретно, поскольку журналистам следует опираться на собственные суждения и осмотрительность в каждом конкретном случае. Зачастую к семьям обращаются и спрашивают напрямую, какой уровень конфиденциальности они хотят в данной ситуации. Например, на похоронах семьи могут попросить, чтобы фотографы оставались на расстоянии, а к скорбящим членам семьи не подходили журналисты.

 

КИПР

Вот что говорится в кипрском Кодексе практики журналистов по вашему вопросу:

«Принцип №5

В случае траура, печали или ментального шока журналистам и СМИ необходим подход, характеризующийся тактичностью, сочувствием и избеганием любых действий, которые могут усугубить боль человека.

Медиа должны с особой осторожностью относиться к теме, избегая публикации и распространения изображений людей в скорби, печали или состоянии шока. А в тех случаях, когда публикация и распространение подобных изображений оправдана обстоятельствами, необходимо относиться к подобным материалам с особым вниманием.»

Наша Комиссия также опубликовала руководство после авиакатастрофы, затронувшей более 120 семей на Кипре:

«Комиссия считает своим долгом указать средствам массовой информации, что публикация и распространение имен и фотографий жертв, изображений и других деталей несчастных случаев со смертельным исходом или других несчастных случаев и инцидентов может негативно повлиять на членов семьи или родственников жертв, а также на аудиторию.

Комиссия призывает СМИ действовать в этих случаях с максимальной профессиональной осторожностью и ответственностью, в том числе в не обращаться к жертвам серьезного происшествия до официального объявления властей.»

На Кипре также идет дискуссия между Комиссией и другими компетентными органами (например, полицией).

 

БЕЛЬГИЯ (ВАЛЛОНСКИЙ Р-Н)

Крушение школьного автобуса в Сиерре стало одним из первых случаев, вызвавших большое внимание к проблеме журналистского освещения трагических событий. Местные репортеры присутствовали на похоронах погибших детей без какого-либо приглашения, в результате их родители подали жалобу в CDJ [Совет по прессе Валлонского р-на Бельгии]. Совет не стал выносить наказания для СМИ, поскольку репортаж с похорон так и не был опубликован. 

«Неприкосновенность частной жизни и достоинства значит намного больше, чем право на информацию, поскольку эти семьи находятся в уязвимом положении. Горе родственников погибших жертв заслуживает уважения, в том числе со стороны журналистов и средств массовой информации», — подчеркнул совет.

CDJ принял ряд правил для рассмотрения спорных и деликатных случаев.

Во-первых, Кодекс журналистской этики содержит несколько интересных положений об уважении прав отдельных лиц: 

«Статья 24. Журналисты должны учитывать права любого лица, прямо или косвенно упомянутого в материале. Они должны сопоставлять эти права с общественным интересом к информации и ее значимостью. Права на изображения распространяются только на те из них, что доступны в Интернете;

Статья 25. Журналисты должны уважать частную жизнь других лиц и не раскрывать какие-либо персональные данные, которые не имеют отношения к материалу; 

Статья 26. Журналисты должны избегать вмешательства в переживания других людей, а также распространения информации и изображений, оскорбляющих человеческое достоинство, за исключением случаев, когда это имеет отношение к общественным интересам;

Статья 27. Журналисты должны уделять особое внимание правам лиц, незнакомых со средствами массовой информации, и лиц, находящихся в уязвимом положении, например, несовершеннолетние, жертвы насилия, пережившие несчастные случаи, нападения и т.д., а также их родственники».

Во-вторых, в Указе об Идентификации Физических Лиц в СМИ подчеркивается: «Перед публикацией имен и данных жертв необходимо удостовериться, что их семьи уже осведомлены о случившемся. Или же предпочтительнее использовать только инициалы, вымышленные имена, образы актеров, или любые другие методы, которые позволят сделать материал более «очеловеченным» без точного определения личности. Об использовании одного из этих методов нужно указать в материале. Например: “Имя вымышлено, изменено по просьбе героя”».

В-третьих, рекомендация об «Информировании в чрезвычайных ситуациях», принятая после парижских терактов в январе 2015 года, также предусматривает в пункте 1.3, что журналисты должны как можно лучше проверить, проинформированы ли семьи жертв о случившемся, прежде, чем публиковать имена погибших.

Недавно Совет получил жалобу о несанкционированном раскрытии деталей автокатастрофы. Заявитель выразил сожаление о публикации имени и фамилии одной из жертв в Интернете до того, как все члены ее семьи узнают о случившемся, а также о неразрешенной публикации фото погибшей с сайта некролога. В ответ на жалобу CDJ отметил, что раскрытие имени жертвы представляет общественный интерес для местного небольшого СМИ. Более того, как подчеркнул опубликовавший журналист, официальные местные органы уведомили издание о том, что семья действительно были проинформирована о случившимся и только после этого новость была выпущена.

После рассмотрения этого дела Совет опубликовал уточнение. Теперь, если семья действительно знает о случившемся и информация готова для публикации в Интернете в течение небольшого периода времени после событий, Совет предлагает журналистам обратить еще более пристальное внимание на баланс между общим интересом, немедленным опубликованием новости и особым интересом членов семьи, которые, учитывая контекст, еще не могли узнать о всех подробностях произошедшего.

Что касается фотографии, то CDJ указал, что, учитывая обстоятельства дела (сама семья представила фотографию для сайта некролога, чтобы проинформировать как можно больше людей о смерти), использование фотографии для иллюстрации в контексте статьи, в которой кратко сообщалось об обстоятельствах смерти, не нарушает правила журналистской этики.

 

ГЕРМАНИЯ

Когда СМИ сообщает о жертве несчастного случая, необходимо обратиться к родственникам, прежде чем публиковать личную информацию и изображения жертвы. Пожалуйста, обратитесь к пункту 8.2 нашего Кодекса прессы.

«ПОЛОЖЕНИЕ 8.2 ЗАЩИТА ЖЕРТВ

Жертвы имеют право на особую защиту своей личности. Информация о личности жертвы, как правило, не имеет значения для понимания несчастного случая, обстоятельств природного бедствия или преступления. Публикация имени и фотографии жертвы допустима в тех случаях, если жертва, члены семьи или другие уполномоченные лица дали свое согласие или если жертва является публичной фигурой.»

 

ИСПАНИЯ (КАТАЛОНИЯ)

Это деликатный вопрос. В нашем Кодексе этики установлены некоторые правила:

«4. Используйте законные и достойные методы получения информации.

Использование скрытых камер и любых других скрытых или вводящих в заблуждение способов получить информацию, фотографии или показания неприемлемо. Получение и раскрытие без согласия частных материалов, полученных с мобильных телефонов, электронных переписок и других способов связи, также неприемлемо.

Исключение составляют лишь те инциденты и события, которые представляют однозначный общественный интерес, и нет другого способа надлежаще соблюсти исполнение права на информацию.»

«6. Согласуйте индивидуальные права с общественным правом на получение информации.

Журналист обязан защищать право на информацию от любых ограничений ради прозрачности, требуемой общественным интересом, особенно когда источниками служат государственные учреждения и службы. Однако необходимо предоставить физическим и юридическим лицам право не раскрывать информацию и не отвечать на вопросы. Запугивание и настойчивое преследование — предосудительные практики.»

«12. Уважайте достоинство всех людей, а также их физическую и моральную неприкосновенность.

Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, сексуальной ориентации, физического или психического состояния, убеждений, этнической принадлежности, национальности и социального положения. Точно так же журналистам следует избегать использования уничижительных выражений, которые могут разжечь ненависть и насилие. Журналистам необходимо быть особенно чуткими к разным людям и действовать с чувством справедливости и уважения ко всем затронутым людям и группам.»

 

БЕЛЬГИЯ (ФЛАМАНДСКИЙ Р-Н)

У нас есть руководство по публикации и раскрытии личности жертв.

Статья 23. Журналист должен уважать право на неприкосновенность частной жизни и не должен заходить дальше, чем того требуют общественные интересы. Журналист должен быть осторожен, когда имеет дело с лицами, находящимися в уязвимом положении, такими как несовершеннолетние, жертвы преступлений, стихийных бедствий и несчастных случаев, а также с членами их семьи.

Дополнительное уточнение

Журналист должен быть особенно сдержан и осторожен в сообщении или публикации подробностей, изображений, которые позволяют идентифицировать жертв преступлений, катастроф и несчастных случаев, а также членов их семей. Журналист должен сопоставлять значимость общественного интереса к информации с правами заинтересованных лиц. Если журналист решает поместить цензуру на изображение, то она должна действительно сделать его трудно узнаваемым. При этом раскрытие личности какого-либо общественного деятеля можно считать исключением из правила, так как оно несет большое общественное значение.

С особой серьезностью нужно относиться к просьбе потерпевших или их родственников не раскрывать свою личность. Отметим, что публикация данных жертв сексуального насилия запрещена законом, кроме тех случаев, где они или следственный судья дали письменное согласие. 

Статья 26. Журналист должен уважать чувства и переживания жертв и их родственников. Он не должен вести себя неподобающим образом при получении информации для материала. По законодательству Бельгии, как неподобающее поведение по отношению к жертвам, так и незаконная публикация подробностей или изображений трагедий наказуема.

Дополнительное руководство

Журналист с уважением сообщает о похоронных церемониях и принимает во внимание пожелания тех, кто в них участвует, об уточнении тех или иных деталях процессии.

Статья 24. Журналист должен уважать человеческое достоинство и не должен заходить дальше, чем того требуют общественные интересы. Журналист должен проявлять сдержанность в выборе деталей и изображений для публикации, даже если соответствующие факты сильно влияют на общественное мнение.

Наконец, в Бельгии есть руководство по использованию изображений в социальных сетях. В конце концов, все еще существует разница между фотографиями катастрофы, которые публикуются из-за общественного интереса, и фотографиями жертв, которые журналист берет из их личных аккаунтов в социальных сетях. Наш кодекс накладывает на это ряд ограничений.

Статья 22. Журналист должен учитывать права каждого человека, упомянутого в итоговом материале. 

Если заинтересованное лицо имеет ограниченный доступ к информации или изображениям в социальных сетях, то информация о нем в принципе не может быть использована. Журналист должен аргументировать такое решение значительным общественным интересом, чтобы оправдать его использование. Если такого первостепенного общественного интереса нет, то он должен попросить письменное разрешение у этого человека. Эти правила не распространяется на использование личных сообщений публичных лиц на общедоступных платформах или в средствах массовой информации.

Личная информация и сообщения не могут просто так использоваться в журналистских материалах, даже если они опубликованы в свободном доступе на страницах в социальных сетях. Существует разница в контексте и степени влияния этой информации, которые журналист должен принимать в соображения. 

 

Итог:

  • Журналист уважает принципы частной жизни других людей.
  • Журналист использует личную информацию или узнаваемые изображения личности только в том случае, если это оправдано общественным интересом к ее публикации. Если нет, он просит у заинтересованного лица разрешения.
  • Это относится, в частности, к людям, находящимся в уязвимом положении, таким как несовершеннолетние, жертвы преступлений, стихийных бедствий или несчастных случаев, а также к родственникам этих лиц. Если выяснится, что жертвы или их близкие возражают против использования или публикации этого материала, журналист должен уважать их выбор.
  • Журналист принимает во внимание, что публикация информации или изображений в какой-то интерпретации может причинить боль или обидеть людей.
  • Журналист проверяет происхождение и достоверность информации или изображений, которые он использует.

 

Перевод: Мария Арефьева, Алина Чебыкина

 

Читайте также:

А как у них? Модерация комментариев на сайте и в социальных сетях СМИ

Как повлияла пандемия COVID-19 на работу Советов по прессе в мире

А как у них? Борьба за опеку над детьми и социальное обеспечение детей

   
Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов