Дайджест событий медиасферы, связанных с журналистской этикой. Апрель-2021

Традиционно в конце каждого месяца мы выбираем наиболее интересные события из мира медиа и этики, произошедшие за это время. Чаще всего в поле внимания попадают дезинформация, ложные новости и скандалы. В этом дайджесте — о виральной социальной рекламе, доверии к СМИ, дипфейках, цифровой этике и административному делу за интервью.

 

Жестокая правда кролика Ральфа

В начале апреля в свет вышла короткометражка «Спасти Ральфа». Повествование оформлено в виде псевдодокументалистики: за почти 4 минуты рассказывается история жизни кролика по имени Ральф. Он работает в лаборатории, которая тестирует косметику на животных. 

Видео вызвало ажиотаж среди публики и собрало миллионы просмотров. Почему же короткометражка о жестокости так завирусилась?  В сети давно идут споры о проблеме тестирования косметики на животных, однако, какими бы откровенными и жесткими ни были изображения, они не дают такого же результата. 

Другие ассоциации годами боролись за искоренение испытаний на животных. И хотя они добились важных результатов, разница заключается в социальной осведомленности, вызванной «Спасением Ральфа». Никому не удалось заставить потребителей по-настоящему сомневаться в этичности испытаний продукции на животных.

 

Госдума приняла закон о социальной рекламе

Продолжим тему социальной рекламы. 22 апреля Госдума приняла законопроект, вводящий обязательную квоту в 5% на размещение социальной рекламы в интернете.

Это означает, что теперь будет создана некоммерческая организация, которая выступит в роли оператора-регулятора. На основании прогнозов об объемах рекламы от площадок она будет размещать социальный контент в соответствии с квотой. Требования распространяются на крупнейшие сервисы — «Яндекс», Google, Mail.ru, Facebook и Rambler, — а также на владельцев любых информационных ресурсов в интернете, которые соответствуют требованиям:

  • на платформе размещается реклама;
  • реклама ориентирована на российскую аудиторию;
  • ресурс имеет аудиторию более 100 тыс. пользователей в день.

Действие закона не распространяется на сайты СМИ. 

Такой закон — не новинка, аналогичные меры действуют для телевизионной рекламы и рекламы на баннерах.

 

У журналистов и аудитории разные ценности: исследование Reuters

Reuters Institute — это институт университета Оксфорда, фокусирующийся на исследовании СМИ и новостных медиа. В конце апреля они опубликовали исследование, посвященное доверию к медиа.

Исследование проходило в формате фокус-групп среди представителей СМИ и аудитории 4 стран: Бразилии, Индии, Великобритании и США. Такой выбор респондентов обоснован разной культурой и разным отношением жителей стран к медиа.

Основной вывод, который сделали исследователи: доверие аудитории к СМИ часто основано на нечетких впечатлениях от идентичности бренда, а не тех аспектах, которые сами журналисты обычно подчеркивают в своей работе — практике освещения новостей и редакционных стандартах.

Наглядно эту разницу можно увидеть на изображении, предоставленном исследователями. Здесь представлены те темы, о которых больше всего говорили представители СМИ и аудитории.

 

Латвийский телеканал показал интервью с дипфейком Леонида Волкова

21 апреля латвийский телеканал LTV в передаче «Панорама» показал интервью с главой региональных штабов Навального Леонидом Волковым. 

Политик рассказал в интервью, что штаб вскоре возглавит журналист Юрий Дудь: «Возможно, именно благодаря Юрию Дудю нам удастся то, что мы не смогли до сих пор — попасть в парламент России». В эфире журналисты LTV подчеркнули, что «Волков поделился информацией, которой нет нигде в другом мировом СМИ, только на латвийском телевидении». 

Однако, как выяснилось, интервью Леонида Волкова было создано при помощи методики «дипфейк». В итоге журналистам пришлось удалить интервью из соцсетей телеканала и принести извинения Волкову и зрителям.

«Впечатляющий масштаб операций! — написал Волков в фейсбуке. — Но, самое интересное — „мое“ лицо на видеозвонке с балтийскими парламентариями. Мне кажется, это настоящее изображение. Как-то, получается, они в его зум-звонок вставили? Привет, эра дипфейков»… 

Слово deepfake появилось несколько лет назад. Оно объединяет в себе два понятия: глубокое обучение (deep learning), то есть обучение нейросетей, и подделку (fake). Технология дипфейков заключается в синтезе ИИ человеческих изображений: алгоритм объединяет несколько фото, на которых человек изображен с разным выражением лица, и делает из них видео. При этом ИИ анализирует большое количество снимков и учится тому, как может выглядеть и двигаться конкретный человек. Со временем дипфейки будут становиться все более реалистичными, пишет американское издание Forbes. Уже сейчас технология претендует на то, чтобы влиять на политику, а в дальнейшем такие видео и вовсе смогут стать угрозой национальной безопасности.

 

Этика обращения с данными

Леонид Чёрный из Мегафон и Михаил Садофьев из Accenture поделились своим опытом и наблюдениями по этике работы с данными.
Основными тезисами интервью стали:

  • «вопрос этичности или неэтичности компании, может быть, более важен, чем продукт компании и компетенции, которыми она обладает»;
  • «этика работы с данными в принципе появляется в компании, исходя из прецедентов»;
  • «большие игроки пришли к мысли, что им, как драйверам рынка, нужно договориться между собой: что считать правильным, а что считать неправильным». 

Этика обращения с данными — комплекс мер по обеспечению соответствия практик получения, хранения, управления, интерпретации, анализа, применения и ликвидации данных общечеловеческим этическим принципам, включая ответственность перед обществом. 

В 2019 году, в Центре Международной Торговли в рамках Недели российского интернета (RIW-2019), был подписан Кодекс этики использования данных. На сегодняшний день, Кодекс подписали крупнейшие компании российского рынка, включая Яндекс, Qiwi, Тинькофф, Ростелеком, Mail.ru, Мегафон, Сбербанк, МТС, Вымпелком, Газпромбанк, Газпром-Медиа Холдинг и ВТБ. Кодекс открыт для новых участников, готовых поддержать декларируемые принципы и нормы. 

 

МВД возбудило административное дело после проверки интервью Дудя

Московское управление МВД возбудило административное дело после проверки интервью журналиста Юрия Дудя на предмет пропаганды запрещённых веществ, сообщил ТАСС со ссылкой на директора Лиги безопасного интернета Екатерину Мизулину. 

Телеграм-каналы пишут, что дело возбудили из-за интервью с ютуб-блогером Ивангаем. В интервью Ивангай в том числе говорит о своем опыте употребления наркотиков, перед чем показана фраза: «Дальше будут говорить про наркотики. Наркотики — зло. Не употребляйте их». При этом из ролика вырезаны некоторые моменты, вместо которых команда Дудя вставила дисклеймеры: «Тут идут слова, которые российский закон может посчитать призывом к употреблению. Поэтому мы проматываем их».

Видео вышло на канале Дудя 18 марта и собрало за месяц более 19,8 миллиона просмотров. 26 апреля в МВД заявили, что проверили видео, а результаты работы ведомства известны только авторам обращения в полицию, то есть Лиге безопасного интернета.

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов