Эффект фейка, или Почему фейковые новости притягивают внимание


Фейковые новости – относительно новый термин, но уже сейчас некоторые считают его одной из самых серьезных угроз демократии и свободе слова. Как работает ложная информация? Нейронаука может дать объяснение.

Первая задача фейковых новостей – привлечь наше внимание. По этой причине новизна является ключевым фактором в их создании. Исследователи Гордон Пенникук и Дэвид Рэнд предположили, что одна из причин, по которой фейки настолько успешны, заключается в том, что они имеют тенденцию быть претенциозными, необычными. Люди развили прекрасную способность быстро обнаруживать и ориентироваться на неожиданную информацию или события, а новизна является важной концепцией, заложенной в фундаменте нейронной основы поведения.

Выдержки из исследования:

«Одна из наиболее выразительных характеристик фейковых новостей, которая способствует их распространению в соцсетях, – это неправдоподобное подчеркивание обвинений или претензий. Фейки – это полностью сфабрикованный контент, который создан с целью стать виральным. Они успешно выполняют свою функцию и притягивают внимание, что, в свою очередь, подрывает правдоподобие и, как следствие, восприятие точности для людей с аналитическим мышлением.»

Когнитивная нейробиология показала, что только неожиданная для человека информация может проникать глубже в наше сознание. Кора головного мозга может развиваться, чтобы адаптироваться, предсказывать и сглаживать ожидаемые закономерности нашего опыта, сосредотачиваясь на событиях, которые непредсказуемы или удивительны. Нейронные реакции постепенно уменьшаются каждый раз, когда мы сталкиваемся с одной и той же информацией.

Сама новизна связана с мотивацией. Выработка дофамина увеличивается, когда мы сталкиваемся с новизной. Когда мы видим что-то новое, мы осознаем его потенциал наградить нас тем или иным способом. Исследования показали, что способность гиппокампа создавать новые синаптические связи между нейронами (процесс, известный как пластичность) увеличивается под влиянием новизны.

 

Ложные новости – ложная память

Основная область, участвующая в реагировании на новые стимулы – черная субстанция/вентральная область покрышки – тесно связана с гиппокампом и амигдалой, которые играют важную роль в обучении и запоминании новой информации. В то время как гиппокамп сравнивает стимулы с существующими воспоминаниями, амидола (в русскоязычном мире ее также часто называют «миндалиной» из-за ее формы) реагирует на эмоциональные стимулы и усиливает связанные долгосрочные воспоминания.

«Этот аспект обучения и формирования памяти представляет особый интерес для моей собственной лаборатории, где мы изучаем колебания мозга, вовлеченные в долговременную консолидацию памяти. Этот процесс происходит во время сна, несколько ограниченного периода времени для интеграции всей нашей ежедневной информации. По этой причине мозг приспособлен для определения приоритетов определенных типов информации. Высокоэмоциональная провокационная информация имеет больше шансов остаться в наших умах и быть включенной в банки долговременной памяти», – говорит Рейчел Барр, студентка аспирантуры факультета нейронауки университета Лаваля (Канада).

Таким образом, привлекательность фейковых новостей подкрепляется их отношением к формированию памяти. Недавнее исследование, опубликованное в журнале «Наука психологии», подчеркнуло, что воздействие пропаганды может вызвать ложные воспоминания. В одном из крупнейших экспериментов с ложными воспоминаниями на сегодняшний день ученые собрали зарегистрированных избирателей в Ирландии за неделю до референдума об абортах в 2018 году. Половина участников сообщили о ложных воспоминаниях по крайней мере по одному сфабрикованному событию, при этом более трети участников сообщили об определенной памяти «очевидца». Глубокий анализ показал, что избиратели были наиболее подвержены формированию ложных воспоминаний о поддельных новостях, которые тесно связаны с их убеждениями, особенно если они обладают низкими когнитивными способностями.

 

Эмоциональные призывы

Способность ложной информации привлекать наше внимание, а затем взламывать наши схемы обучения и памяти имеет большое значение для объяснения успеха природы фейков. Но самое сильное их преимущество – способность аппелировать к нашим эмоциям. Исследования соцсетей показывают, что текст распространяется более вирусно, когда он содержит высокую концентрацию «моральных эмоций», которая движет большей частью того, что мы делаем. Решения часто определяются глубинными эмоциями, которые сложно определить. В процессе вынесения суждения люди обращаются к эмоциональному каталогу или ссылаются на него, чтобы определить сознательно или бессознательно связанные с данным контекстом эмоции.

Мы полагаемся на нашу способность помещать информацию в эмоциональную систему координат, которая сочетает в себе факты и чувства. Наши положительные или отрицательные чувства к людям, вещам и идеям возникают гораздо быстрее, чем наши сознательные мысли, задолго до того, как мы узнаем о них. Эта обработка работает с воздействием эмоционального содержимого, составляющего всего лишь одну 250-ю секунды, «интервал настолько короткий, что невозможно распознать или вспомнить стимул».

Простое знакомство с фейковым заголовком новостей может в дальнейшем укрепить веру в этот заголовок, поэтому прокрутка в социальных сетях, насыщенная эмоционально провокационным содержанием, может изменить то, как мы видим мир, и принимаем политические решения.

 

Статья написана аспиранткой факультета нейронауки университета Лаваль (Канада) и размещена под лицензией creative Commons.

Оригинал: https://www.niemanlab.org/2019/11/galaxy-brain-the-neuroscience-of-how-fake-news-grabs-

Перевод выполнен Алёной Болдыревой.

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов